Резюме - понятие, с которым все чаще приходится сталкиваться тем, кто ищет или меняет работу. По сути этот документ является краткой автобиографией, должен отразить знания, профессиональный опыт, черты характера претендента. Цель - произвести хорошее впечатление на потенциального работодателя и получить максимально высокие шансы для приглашения на собеседование.
Зачем нужно резюме?
Почему резюме становится более и более популярным в практике отбора и приема на работу? Это, как правило, заочная форма знакомства. Резюме чаще всего отправляется по факсу или по почте. Таким образом, экономится время как соискателя, так и того, кто подбирает персонал - будь то непосредственно работодатель или служба, помогающая ему в этом.
Кроме того, подготовка такой автобиографии поможет вам самим более ясно осознать свой профессиональный путь и четко определить пожелания и требования к работе, которую вы хотите найти. Составив один раз резюме, вы избавляете себя от необходимости каждый раз лихорадочно вспоминать даты начала и окончания этапов профессионального пути. Имея его перед собой на собеседовании, вы уже не забудете случайно одно из своих многочисленных достоинств. Оно пригодится вам для справки во время телефонного разговора с работодателем, будет удобным источником информации при заполнении анкет и заявлений. Вы можете сделать достаточное количество копий этого документа и забросать ими все агентства по подбору персонала и интересующие вас фирмы. Немаловажен и такой психологический момент - удачно составленное жизнеописание, список собственных достижений позволяет человеку чувствовать себя увереннее.
Единственное и неповторимое
Естественно, ваше резюме будет не единственным, попавшим на стол к рекрутеру или работодателю. Перебирая их он должен остановить взгляд именно на вашем. Так каким должно быть резюме, чтобы информация, содержащаяся в нем, достигла своей цели?
- кратким, не больше страницы.
- четким, без пропусков в хронологии, с конкретным описанием мест работы, должностей, примеров достижений.
- красивым, в отпечатанном виде, удобочитаемом формате.
- позитивным, подчеркивающим положительные моменты и сильные стороны.
- индивидуальным, дающим представление о том, чего вы хотите, что умеете и чего стоите.
Лучше, если на резюме приклеена фотография - это психологически очень важная вещь. В момент принятия решения о встрече с вами или приеме вас на работу, фотография может оказаться последней каплей, которая подтолкнет работодателя в нужном направлении. Ведь любой человек в ситуации принятия решения инстинктивно стремится, что называется «присмотреться поближе». Хорошей можно считать ту фотографию, которая позитивно подчеркивает ваши внешние и внутренние качества. К позитивным внешним качествам следует отнести аккуратность в одежде и прическе, а также открытое, доброжелательное выражение лица. Внутренние качества, которые может отразить ваша фотография, это, прежде всего, спокойствие и уверенность в себе. Поэтому не поленитесь сделать несколько фотографий. Покажите их другим людям и посоветуйтесь с ними, прежде чем наклеить ее.
Какую информацию необходимо включить?
Разберем по пунктам:
- Сначала пишется фамилия, имя, отчество, возраст, домашний адрес и телефон.
- Цель резюме. Здесь указывается позиция, профессиональное место, на которое вы претендуете. Если вы готовите резюме не на конкретное рабочее место, а чтобы просто заявить о себе, можно указать несколько вариантов, например: секретарь, администратор, офис-менеджер.
- Образование. Сначала - высшее, с указанием учебного заведения, даты окончания и полученной специальности. Затем перечисляются в обратном порядке все виды образования вплоть до года окончания школы. Постарайтесь выделить квалификацию, имеющую непосредственное отношение к работе.
- Трудовая деятельность. Рабочие места перечисляются также в обратном порядке, начиная с настоящего времени до момента окончания школы. Если какая-то деятельность не отражена в трудовой книжке, но может характеризовать вас в профессиональном плане вы можете написать об этом. Подходите к информации избирательно: некоторые моменты могут быть лишь кратко упомянуты, в общих чертах за период в несколько лет; значимые профессиональные достижения описаны подробнее
Наиболее оптимальным является следующий порядок описания места работы: период работы, название компании, должность, функциональные обязанности (5-7 пунктов), достижения. Функционал и достижения должны бать отформатированы маркированным списком, каждый пункт должен начинаться с заглавной буквы и отделяться точкой с запятой. При этом идеально, если каждому пункту уделяется одна-максимум две строчки.
После названия компании, будет не лишним указать адрес сайта компании, численность штата и профиль деятельности компании, в которой Вы работали.
Не повторяйте название компании каждый раз при описании очередной должности, максимум – можно конкретизировать, к какому подразделению компании относилась та или иная позиция). Даже если Вы работали в разных юр. лицах, но компания была одна, стоит объединить это в одно место работы. Ваших потенциальных работодателей интересуют не формальности Вашего трудоустройства и не то, что написано в Вашей трудовой книжке, а реальный опыт, стабильность по отношению к работодателю, которое как раз и следует отражать в резюме. Cотрудник, проработавший в компании более семи лет, внушает больше доверия, чем тот, кто менял работу каждые пару лет.
В современном резюме принято описывать трудовую деятельность за последние пять лет. В редких случаях берут за основу 10 лет.
Функциональные обязанности.
В этой части резюме очень важно соблюсти баланс между лаконичностью и ясностью изложения.
Также мы рекомендовали бы Вам каждый раз немного адаптировать под конкретные вакансии описание Вашего функционала: расставляя акценты соответствующим образом, переставляя местами и переформулируя задачи, созвучно тому, как они обозначены у работодателя (безусловно, не искажая смысл своего функционала).
При этом старайтесь избегать узкоспециализированных терминов, если Вы не уверены, что они будут понятны читающему. Не забывайте о том, что перечисление должно идти от наиболее значимых задач – к менее значительным
Всё это не сложно будет сделать, если, например, ознакомиться с вакансиями и внимательнее вчитаться в требования, указанные в них. Там есть ответ – нужные формулировки, которые Вы можете сопоставить со своей практикой.
Достижения.
Зачастую работодатели заинтересованы в поиске сотрудников, ориентированных на результат, способных добиться успеха для их компании. Поэтому следует отделить функциональные обязанности и Ваши достижения. Достижения лучше указать в форме результата: «изменил, внедрил, добился, разработал, увеличил, привлек…». Если какие-то достижения являются следствием не только Ваших заслуг, можно использовать фразу «совместно с таким-то подразделением достиг того-то».
Рекомендуем создать небольшой список достижений по каждой позиции. Это подчеркнёт Вашу индивидуальность и отразит реальные результаты Вашей деятельности в искомой сфере. Наверняка Вы смогли усовершенствовать какой-либо процесс или повысить производительность. Вспомните, за что Вас ценили, за какие достижения Вас хвалил руководитель. Только не увлекайтесь большим количеством пунктов, пусть их будет 1-3 на каждой должности.
Ключевые навыки
В данном разделе рекомендуем сконцентрировать те нюансы опыта и приобретенных навыков и знаний, которые отражают Вашу квалификацию профессионала, Ваш уровень компетенций и сильных сторон характера, в целом - Ваш потенциал. Делая выборку ключевых навыков, опирайтесь еще и на информацию о вакансии, выделяя те навыки, которые для нее являются ключевыми. Удобные подсказки о том, какие навыки интересуют того или иного работодателя, Вы можете найти в описании конкретных вакансий.
Сконструируйте Ваш шаблон списка ключевых навыков, использовав наиболее выигрышные формулировки, т.к. данный блок должен не просто перечислять задачи за всю историю Вашей трудовой деятельности, а служить рекламой Ваших талантов. Пожалуйста, наполните список информацией, которая больше всего соответствует Вашим профессиональным навыкам и Вашему опыту. - Специальные знания и навыки. Сюда относится все, что может пригодиться вам на рабочем месте и заинтересовать работодателя - владение компьютером, иностранными языками, наличие автомобиля и водительских прав, опыт, приобретенный на краткосрочных курсах и т.д.
- Дополнительные сведения. В конце резюме отражается знание иностранных языков (можете ли Вы использовать их в работе), гражданство, предпочтительный график работы, а также другие данные, которые Вы считаете необходимым сообщить работодателям.
Обязательно проверьте подготовленный образец резюме на предмет устранения орфографических и стилистических ошибок, опечаток. Дайте кому-нибудь еще считать ваш тест.
Помните, что отношение человека, читающего ваши документы, не сводится к позиции: «Давайте посмотрим, чем этот человек нам не подходит?» Скорее он будет стремиться к тому, чтобы выяснить: «Может быть это тот человек, который нам нужен?» Используйте все части резюме, чтобы показать это. И главное - делайте акцент на своих достижениях и преимуществах.